Терра Журнал

Что такое анализ конкурентов в бизнесе

Что такое анализ конкурентов? Как правило, именно с него начинается любой бизнес.

Конкурентный анализ — исследование конкурентов. Для него нет единого шаблона! В каждой нише он уникален, поэтому придется самому подумать о ключевых моментах вашего бизнеса и начать их анализировать у конкурентов.

Что наиболее часто анализируют? Например, торговые предложения, ценообразование, ассортимент, целевую аудиторию, прибыль, оборот, программы лояльности, каналы сбыта, стратегии продвижения, рекламу, сайты, соцсети, способы лидогенерации и др.

Важно выделить ключевых конкурентов – компании, действия которых могут значимо влиять на продажи.

Как определить ключевых конкурентов? Все очень просто! Это компании, к которым уходят ваши клиенты и от кого приходят; организации, работающие в вашем ценовом диапазоне и предлагающие аналогичный или заменяемый продукт и услугу; а также крупные игроки рынка.

Конкуренты делятся на :

Прямых — предлагают схожие продукты и услуги. Например, Магнит и Пятерочка.

Косвенных — компании, продающие товар с другими характеристиками или абсолютно другой продукт, но работающие с аналогичной целевой аудиторией. Например, для KFC косвенный конкурент — Subway. Обе компании относятся к категории фастфуд, но имеют разное меню.

Неявных — предлагают разные услуги, но могут быть заменены друг другом. Например, приложения для игры могут конкурировать с образовательными и развлекательными и люди могут переходить с одних на другие, хотя они не являются очевидными конкурентами.

Важно следить за активностью всех конкурентов, чтобы идти в ногу со временем и оставаться конкурентоспособным.

Для чего проводят анализ конкурентов?

1. Начать бизнес

Проведение анализа покажет, насколько рынок конкурентный, стоит ли выходить с вашим продуктом и сможете ли вы предложить что-то новое на рынке. Отсутствие конкурентов — это повод задуматься о рисках входа в такое направление бизнеса и почему туда никто не идет. В этом случае необходимо исследовать спрос на продукт или услугу.

Необходимо понимать емкость ниши и на что вы можете рассчитывать. Большое количество конкурентов говорит о том, что доля рынка, на которую можно претендовать, будет небольшой. Потребуется приложить усилия, чтобы заинтересовать клиентов, которые уже пользуются продуктами или услугами конкурентов.

2. Сформулировать преимущества продукта или услуги

Чтобы отличаться от конкурентов и других продуктов и услуг на рынке, нужно понимать их слабые стороны и преимущества. Эти знания помогут отстроиться — определить характеристики, по которым ваш продукт или услуга получат конкурентное преимущество.

Например, оказывать услугу или доставлять товар быстрее чем конкуренты или привлечь покупателей более разнообразным ассортиментом.

Выявить преимущества помогает анализ целевой аудитории и потребностей покупателей. Для этого проводят CustDev или глубинные интервью, которые выявляют значимые характеристики продукта или услуги для клиентов. Для более глубокого анализа составляют карту рынка. Чтобы понять, какие факторы нанести на карту, помимо глубинных интервью проводят опросы или организуют фокус-группы с клиентами, чтобы получить детальную обратную связь.

3. Определиться с ценой на товары и услуги

Цена формируется из нескольких факторов, и стоимость товара или услуги у конкурентов — один из важных. При этом копировать цены у конкурентов, конечно, не стоит. Необходимо адекватно оценивать ситуацию на рынке, следить за своей репутацией и держать ценовой баланс.

4. Разработать маркетинговую стратегию

Анализ действий конкурентов в разных каналах помогает понять

какие площадки стоит развивать,

определить уникальные торговые предложения, пользующиеся спросом,

подобрать контент, привлекающий целевую аудиторию.

5. Найти идеи для развития, роста и масштабирования бизнеса

Анализ конкурентов может подсказать, какие направления бизнеса развивать. Возможно, стоит расширять не продуктовую линейку, а создать филиал компании или организовать доставку в другие города России или за границу. Исследование регионального или международного рынка поможет выйти туда раньше конкурентов.

Анализ конкурентов — постоянный процесс. Его нужно проводить перед началом бизнеса, стартом маркетинговых стратегий, запуском новых продуктов, услуг и сервисов, при масштабировании бизнеса, при поиске новых каналов продаж, а также для того, чтобы оставаться конкурентоспособным.

Чем лучше вы знает своих конкурентов, тем проще от них отстроиться. Зная их преимущества и слабые стороны, легче создать свой уникальных продукт, который будет больше цениться потребителями.

А вы анализируете действия, продукты и услуги, способы продвижения, каналы продаж ваших конкурентов? Делитесь в комментариях.